skazochniki (skazochniki) wrote,
skazochniki
skazochniki

Лиссабонское танго, жёлтый дворец и... сардины



Ну, собственно, пора рассказать о том, ради чего вся эта поездка затевалась.
Лиссабонский танго-фестиваль не такой крупный, как, например, стамбульский, но всё же сюда съезжаются тангеро со всей Европы. Он держит хороший баланс между масштабностью и уютностью. Просторный зал, столики по краям, балкон с сиденьями (для тех, кому не хватило места внизу). Программа: выступления маэстрос, небольшие, но красочные шоу не тангерского характера, фаду (про него чуть позже), семинары с лучшими преподавателями и, конечно, милонги – дневные и ночные. На семинары и дневные милонги мы с девчонками не попадали в силу того, что шлялись по городу, а вот ночь – это было наше время.
Что мне ужасно понравилось на фестивале, так это полное отсутствие снобизма. В московской танго-тусовке нужно быть своим, чтобы тебя стали замечать. А чтобы стать своим, нужно потратить немало усилий, появляться на куче местных милонг и танцевать Очень Хорошо, или, как минимум, Весьма Неплохо. Нет, есть, конечно, и демократичные варианты, и вовсе некапризные партнеры, но нотку снобизма никуда не спрячешь, увы. Здесь же, в Лиссабоне, была другая атмосфера. Настоящая демократичность радовала прямо донельзя. Все могли пригласить всех. Опять же, не хочешь с кем-то танцевать – не танцуй, а хочешь – танцуй. И не важно, что вот я, тангера начинающая, с опытом танцевания полтора года (поверьте, это начинающая), которую никто не знает и никогда не видел. Это никого не волнует. Очередной потенциальный партнер поднимает взгляд, ловит мой, и… мы идем на танцпол. Один раз я, сразу почувствовав, что попала в пару с очень опытным танцором, попыталась заранее извиниться: мол, простите, если не буду соответствовать ожиданиям, я только полтора года занимаюсь. Он посмотрел на меня, как на сумасшедшую, и с улыбкой ответил: «Расслабьтесь, просто наслаждайтесь танцем». И я наслаждалась. :)






В первую же ночь я выяснила, что спокойно сидеть за столиком и ждать, пока тебя кто-нибудь пригласит, не очень выгодно. Главным образом потому, что я ж без очков ни фига не вижу – смотрит там на меня кто-нибудь или не смотрит. (А очки не понадеваешь-не поснимаешь туда-сюда, неудобно). Но как-то ж надо эти взгляды ловить.
Без взглядов нельзя. Это такая особая тангерская культура, из Аргентины дошедшая. По одной версии ее мужчины придумали. Нельзя же просто так подойти и пригласить женщину, а вдруг откажет. Позор на всю Аргентину, и ваще перед пацанами неудобно. Да еще, не дай бог, другие девицы насмотрятся на подобное безобразие и тоже отказывать начнут. По версии номер два это придумали сами женщины. Вдруг она откажет какому-нибудь партнеру вот так прилюдно, а ее вообще приглашать перестанут – чтобы ненароком не опозорила еще кого. Для этого и существует «кабесео» - приглашение взглядом. И тут всё чинно. Сидит типа такой тангеро, смотрит на девушку, если она на взгляд ответила, головку наклонила или еще как дала понять, что согласна на танец, тогда он уже подходит к ней. А если взгляд отвела, значит, и он отвел, и вроде как ничего не было. Может и девушка на мужчину первая смотреть, типа смелая такая.
Я бы, конечно, с моим зрением предпочла старое доброе устное приглашение, но, увы – традиция, кодигос и т.д., и т.п.
Вторая причина, по которой я решила проводить за столиком меньше времени, заключалась в том, что просто выбор партнеров резко сужался. Ну сколько народу может сидеть рядом? Да и пробираться через столы удовольствие то еще.
В общем, решила, что раз уж я пока «начинашка», а не опытная, пресыщенная вниманием тангера, покидающая свой столик только ради танца с крутейшим партнером, то могу себе позволить некоторое танго-хулиганство. И разработала собственную тактику. Уходила ближе к дверям, где прохаживались, а то и просто стояли мужественные тангеросы, и тоже там стояла, время от времени проводя глазами по этой «зоне кабесео». Тангеро как-то быстро догадывались, что я не против потанцевать, с кем-то взгляды скрещивались, и… мы танцевали. :)

Доказательная фотка (немного смазанная, правда):


На фестивале мы встретили наших знакомцев по прошлогоднему танго-круизу. Там были и Руи с Инес, и Альфредо с женой, и еще пара португальцев, и голландка Жизель, и китайский лондонец Тони. И вообще круто оказалось – первый раз в жизни приехать в Лиссабон, робко сунуть нос в незнакомое помещение и… начать радостно здороваться с кучей знакомого народа. Сразу перестаешь себя чувствовать чужим на этом празднике жизни.


(Освещение там было вот такого розового цвета, поэтому мы тоже все розовенькие на фото :) ).

Что касается самого танго – о! здесь у меня, конечно, совершенно новый опыт. Столько разных партнеров, у всех своя манера, свой стиль танца. И все из разных стран. Перетанцевала я там со всем Евросоюзом, надо сказать. :) Импозантный итальянец, душка француз (внезапно отлично говорящий по-русски), миляга серб, немец (ах, эта дивная немецкая волькада!), светловолосый улыбчивый поляк, португальцы, разумеется. С одним, кстати, у меня случился какой-то особенный симбиоз. Пригласив меня разок на танду (блок из примерно четырех мелодий – так принято танцевать танго на милонгах), он через некоторое время позвал еще раз. И я удивилась, потому что партнер классный, опытный, явно танцует давно – зачем я, начинашка, ему нужна? Нет, танцевали мы с ним хорошо, конечно, но мне казалось, это, скорее, на его классе. Однако вдруг, после очередной мелодии, он эмоционально восклицает: «Я с тобой танцую, как будто ты продолжение меня. Как будто я вообще один танцую!»
Тут я, конечно, внутри себя до потолка попрыгала. :)
Ну и потом он еще не раз меня звал. Причем он сам такой непосредственный, да и я к тому времени раскрепостилась достаточно, поэтому приглашение могло выглядеть так:
Он (углядев меня издалека, громко): Юлия, я должен с тобой потанцевать!
Я (улыбаясь во все тридцать два, тоже громко): Не вопрос, Рубен!
Он (кивая и подмигивая): Тогда через две танды!
Я: (поднимаю вверх большой палец)

Немного маэстрос:






Был у меня и настоящий аргентинец из Буэнос-Айреса. :) Лет около сорока пяти, сухощавый, слегка резковатая манера танца, под которую мне не очень легко было приспособиться. Я робела немножко, но, как выяснилось, зря. Через некоторое время он пригласил меня еще раз – значит, ему понравилось. :)
Итальянец удивил тоже. Мы с ним танцевали в первый день, и вроде всех всё устроило. Но потом он меня уже не звал, хотя периодически мы сталкивались в зале и даже здоровались кивком. Ну, нет так нет, решила я, махнула рукой и забыла о нем. И вот последняя фестивальная ночь. Милонга. Через пару часов заказано такси, которое должно отвезти нас с девчонками в аэропорт. Я, наклонившись, снимаю свои танцевальные туфли, надеваю обычные, застегиваю ремешок и вдруг вижу мужские ноги рядом. Поднимаю взгляд. Итальянец. С выражением легкой тревоги на лице. «А вы… уже уходите, да?» «А вы хотите танду со мной?» «Да… если можно». «Можно, - улыбаюсь я и поворачиваюсь к девчонкам. – Девчонки идите, у меня последняя танда». Расстегиваю ремешок, надеваю танго-туфли… :)

Вы уж извините, что я так подробно всё рассказываю, но я ж танго-неофит, и мои неофитские переживания так и просятся наружу. Вот стану опытной тангерой, так слова из меня никто не вытянет! :)

Нашла две официальные фотки, где есть я. Вот одна – с тем итальянцем, кстати.


И вторая. Я там далеко, перед сценой, болтаю с партнером в пересменке между мелодиями.


Руи и Инес (если кто помнит, это мои португальские преподы из танго-круиза):


Маэстрос:










Это я с немцем по имени Ханс (нет, ну как же он все-таки волькады делает, ух!)




Веселые танго-парни. (Чтоб вы знали, в Аргентине сильны традиции сурового мужского танго. При случае расскажу). Эти, правда, хастл какой-то откаблучивали. :)


Здание, где проводился фестиваль (на четвертом, что ли, этаже):


Дорога от этого здания к нашим апартаментам:

Чувствуешь себя очень особенно, когда идешь по этой улице в четыре утра.

Пара фоток из шоу-программы:




И, разумеется, мероприятие такого масштаба и характера в Португалии не могло обойтись без фаду.
Знаете ли вы, что такое фаду? Да или нет, всё равно мы идём к вам!
Это такая музыка, такие песни. Под надрывную португальскую гитару. И сама музыка по большей части надрывная, про ностальгические чувства, грусть, одиночество и любовь. Впрочем, есть и жизнерадостные напевы. В принципе, вы наверняка слышали фаду, потому что отдельные композиции и исполнители вполне себе гремят на весь мир. Даже я слышала. А уж в Лиссабоне эта музыка вообще доносится из всех щелей. Есть специальные «дома фаду», рестораны, где исполняют романсы. В нашем экскурсионном автобусе в перерывах между рассказами аудиогида звучали песни фаду. И после второго дня экскурсий стало понятно, что хотим мы того или нет, а полюбить фаду придется.

Собственно, вот. Амалия Родригиш – самая известная исполнительница фаду ever. И песня – веселая разновидность фаду. Возможно, слышали.


Так что и на нашем фестивале исполняли фаду. Девушка с очень красивым, своеобразным голосом и два клёвых гитариста. Но у девушки был в основном медленно-лирический репертуар, поэтому под некоторые песни присутствующие ничтоже сумняшеся танцевали танго.


Ну и хватит про фестиваль. Вернемся в Португалию.
Ксюшка сказала, что хочет на край света. В смысле, на мыс Cabo da Roca – самую крайнюю точку Европы и всего нашего континента. Мы нашли соответствующую экскурсию и поехали на мыс, а по пути, конечно, нельзя было не завернуть в Синтру, маленький городок, славный своими достопримечательностями, расположенными в окрестностях. Если бы мы были посвободнее во времени, то я бы с удовольствием заглянула и в Национальный дворец Синтры, и в замок мавров, и в монастырь капуцинов, а особенно – во дворец Монсеррат (по фоткам он очень красивый). Но времени было мало, так что пришлось ограничиться дворцом Пена.

Тут у меня наблюдается некоторая беда со снимками, потому что я, балда, забыла переключить настройки фотоаппарата после предыдущей съемки, и в результате значительная часть фоток Синтры и дворца получились «зашумленными» донельзя. Но смотреть все-таки можно. :)

Синтра:








Табличка из серии «Здесь был Байрон». Он и правда здесь был. И потом писал о Синтре в своих поэмах, так она его впечатлила.










Роза на дереве. Первый раз такое растение вижу.


Дворец Пена (Palácio Nacional da Pena) – одно из самых красочных мест в Португалии. Красочных – в прямом смысле, потому что комплекс зданий раскрашен в самые, казалось бы, не подходящие для солидного дворца цвета.


















Дворец начали строить в середине 19 века, и разные его части достраивались вплоть до 1885 года. Королям и королевам Португалии он служил летней резиденцией.
Расположен он на довольно высокой горе и, честно говоря, если бы нас не довезли туда на автобусике, я не знаю, осилили бы мы подъем самостоятельно, уж больно крутые склоны. А ведь раньше люди во дворец в каретах и на телегах добирались. И как бедные животные туда карабкались?

Ну эту фотку грех здесь не повторить. :)


Кажется, это была дворцовая молельня:


Внутри сохранились интерьеры – такими, какими они были при последней владелице дворца, королеве Амелии.




Очень красивая мебель. Прямо захотелось пожить в таком португальско-мавританском изяществе.


Королевские унитазы. :) И ванна.




Кухня:








Как с гордостью сказал наш гид: «Первый айфон!»








Внутренний дворик:






Что любопытно! Помните особняк на Воздвиженке (Дом дружбы с народами зарубежных стран), сразу как с Арбатской выходишь? Так вот архитектор решил построить его именно после того, как побывал в Синтре – дворец Пена произвел на него неизгладимое впечатление. На меня, надо сказать, тоже. :)



Прогулявшись еще по красивому парку вокруг дворца, мы сели в наш автобус и поехали на край света.
Мыс Рока – 140-метровая скала над Атлантическим океаном. Камень, низкая трава, простор воды и сносящий всё холодный ветер. А еще маяк.


«Место, где земля кончается и начинается море» (Камоэс)






Иллюстрация к тому, что такое местный ветер:


Маяк:










Вообще, место пустынное (несмотря на туристов) и интересное по энергетике. Дикий ветер, край земли… Так, если подумать, раньше, когда земля была еще не исследована, люди добирались сюда, смотрели на океан и не знали, что там дальше. Может, только вода, вода и вода.




А дальше – дорога обратно в Лиссабон. Проезжали через Кашкайш, курортный городок. Но остановка была только одна, короткая, и ничего существенного посмотреть/сфотографировать не получилось.


Чайки. :)




А в Лиссабоне нас ждал другой фестиваль. Фестиваль сардин! :)
Собственно, весь июнь в Лиссабоне не прекращается череда разных фестивалей, основной – праздник в честь Святого Антония в середине месяца. Мы попали на начало празднеств. Это время, когда город украшается, одевается в традиционную одежду, выставляет прямо на улицы гриль и начинает жарить на нем сардины.




Это я жру тоже традиционную еду – по вкусу типичный наш пончик. Только он выглядит, как длинная, закрученная в спираль полоса, от которой тебе отрезают порцию. И еще посыпан сахаром и корицей.


А это португальский котик, который, как и все остальные котики мира, смотрит на вас, как на… пустое место. :)


Чем ближе вечер, тем больше людей на улицах, тем громче музыка, тем сильнее запах жареных сардин!








Мы сидели вот в этой уличной кафешке:


Порция сардин выглядит вот так. Ее подают с легким, но очень вкусным салатиком. Или с картошкой.

Свежевыловленные и свежеприготовленные на гриле сардины – это ням-ням!

А пить пришлось сангрию. :) Потому что моего любимого «джинджер эля» у них не оказалось.


Ginger ale, кстати, боль моя и печаль моя. Я эту газировку обожаю. Но пить ее получается только в редких заграничных поездках. Потому что у нас он не продается. (Ну, то есть, может, Швепс его и производит, но он мне ни разу в магазинах не попадался). А я страдаю! Поэтому в эту поездку вместо того, чтобы, как порядочная, привезти из Португалии хотя бы портвейн, я привезла… четыре бутылки джинджер эля. И выпила дома в одно лицо!







А в последний день мы еще успели покататься на тук-туке. И у нас был лучший водитель в Лиссабоне!


Она, правда, была прекрасна. Поболтала с нами, отвезла на мирадору (смотровую площадку), привезла обратно в целости и сохранности. Хотя на мощеных дорогах, холмистых улицах и на такой машинке (подпрыгиваешь каждую секунду) это было каким-то невероятным чудом, на мой взгляд.

Виды, снятые с мирадору:






Ну и осталось несколько фоток россыпью.

Утренняя Юля :)

(Разбуженная в восемь утра, с гнездом на голове, но очень веселая, от того, что ей наконец-то удалось открыть оба глаза и теперь предстоит новая прекрасная экскурсия по городу).

У нас, кстати, были забавные соседи. Они, как и все порядочные соседи, любили громко послушать музычку в ночи. Только слушали они итальянскую оперу. :)

Еще один вид Белемской Башни:


И еще одна фотка маркиза Помбала со львом:


Здания:




И снова жакаранда. :)


Фотки, снятые подругами на телефоны:





Летим:


Под крылом самолета Швейцария. Я захотела туда, просто посмотрев вниз.


Вечные лиссабонские трамвайные пути:


И я на них. :)






«Подождите меня!»


Фотки, фотки, фотки…


В Синтре, вид из дворца:






А потом мы прямо после ночной милонги, едва забежав в гостиницу за вещами, плюхнулись в такси и поехали в аэропорт.
До свидания, Португалия! Хочется надеяться, что еще как-нибудь тебя навещу.

С вами традиционно был ваш фотокорр. :)


Предыдущие лиссабонские посты:
1. http://skazochniki.livejournal.com/378185.html
2. http://skazochniki.livejournal.com/378587.html
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 28 comments